Детский сад "Колобок" Тамбовский район

Эссе воспитателя Рязановой Надежды Михайловны "Мое педагогическое кредо".

Рязанова Н.М., воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок»

Давным-давно Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью».

 Разделяя мнение великого поэта и мыслителя, я думаю, что это высказывание очень верно отражает суть профессии воспитателя.

Нельзя воспитывать детей только в строгости. Путь авторитаризма уже пройден теми, кто шел по нему. И последователей  у них больше не будет, не должно быть, как мне кажется.

 Любовь – великое чувство. Во имя любви можно и горы свернуть,  и реки осушить,  но правильно ли это? Будет это на пользу или во вред тому, ради кого все  сделано? Любовь не анализирует, она действует без раздумий.

А чего же можно добиться знанием дела и справедливостью? Думаю, многого. Воспитатель, владеющий знанием, сможет организовать детский коллектив и преобразовать энергию бушующую в энергию созидающую, а еще он разрешит возникший конфликт и даст строгую  оценку, и никто не будет в обиде, потому что все справедливо. А еще он заметит грусть в глазах ребенка и приласкает, а потом организует веселую игру или расскажет «тихую» сказку, потому что знает, что в этот момент нужнее всего детям.

А что нужнее всего нашим детям? То же что и взрослым, то же, что и всем людям: тепло, забота, любовь, понимание, внимание. Нужно, чтобы с ними разговаривали, чтобы читали им интересные книжки и рассказывали сказки на ночь, нужно, чтобы с ними играли, пели вместе песни, обнимали и гладили по головке. И если в группе есть  родители, которые не понимают, как важно детям внимание мамы и папы, значит, воспитатель со знанием дела им расскажет, объяснит, научит,  но так, чтобы они даже не догадались об этом, потому что воспитатель уважает мнение родителей, даже если оно не совсем правильное.

Дети, посещающие детский сад, каждое утро расстаются с мамой и папой - самыми близкими людьми. Это расставание дается им нелегко, особенно в раннем возрасте. Знающий и понимающий детей воспитатель  устроит все так, чтобы ребенок не переживал и не расстраивался долгое время. Одного надо будет  обнять; другого -  сразу же занять какой-нибудь деятельностью, например, позвать в помощники; третьего - на минуту оставить в покое, а потом поставить рядом новую машинку или куклу;  а четвертого  отвлечь сотней вопросов про все на свете. И для каждого он найдет нужное слово.

Воспитатель должен, а правильнее сказать обязан постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики, осваивать инновационные технологии, но не забывать о традициях. Ему необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир. А какой он – современный ребенок? Чем отличается от детей, которые приходили в детский сад 10-15 лет назад? Сегодняшние девчонки и мальчишки более развиты интеллектуально, они с ранних лет уже знают, что такое компьютер, планшет, Интернет, мобильный телефон и умеют всем этим пользоваться. Родители стараются потешить своих чад чем только возможно. А вот духовно-нравственное воспитание  детей в семье ушло на второй план, если вообще не забыто. В  психологии появились термины «агрессивные», «гиперактивные», «тревожные» дети. И это не радует педагогов. Воспитателям приходится приложить немало усилий, чтобы заложить основы нравственности, духовности, снять детскую тревожность и агрессивность.

У педагогов есть возможность пополнять знания на курсах повышения квалификации. Они могут изучать методическую литературу и перенимать опыт коллег. А еще есть сеть Интернет, которая, кроме всего прочего, дает возможность общаться людям, живущим друг от друга на огромных расстояниях. Я могу узнавать новости из жизни воспитателей, задавать вопросы, попросить совета, поделиться своим опытом и узнать мнение коллег, т.е. постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы воспитывать детей  «со знанием дела и справедливостью».

Вооруженный самыми современными знаниями и умениями воспитатель в душе все же должен оставаться ребенком, чтобы дети приняли и пустили в свой мир, чтобы делились радостями и горестями, победами и неудачами, чтобы захотели идти рядом, держась за руку.

Когда-то давно мудрец и философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Вот я и учусь у детей, учусь вместе с ними каждый день радоваться жизни, видеть необычное в обычном.

Моя цель – создание атмосферы добра и доверия, чтобы дети с радостью шли в группу. Если ребенок чувствует себя комфортно, спокойно, он сможет многого достичь. Однажды я прочитала, что для хорошего воспитания нужно очень мало: « Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно и только одно: человеческое!»  И под этими словами я готова поставить свою подпись.

15 февраля 2014 в 09:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.