Детский сад "Колобок" Тамбовский район
|
Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Художественное творчество» кружка «Радуга».Старшая группа № 2 Срок реализации: 2013-2014 учебный год. 2014-2015 учебный год. Руководитель: Савватеева И.П., воспитатель. п. Строитель Тамбовского района Пояснительная записка.
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и расширить способности ребенка к образному познанию. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда. Программа направлена на освоение нетрадиционных методов и способов развития творчества детей. В системе работы используются: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. С детьми старшего дошкольного возраста будут использованы: • оттиск поролоном; • оттиск смятой бумаги; • набрызг; • рисование кляксография; • рисование мыльными пузырями. Работа строится «от простого к сложному», в несколько этапов. Занятия кружка «Радуга» проводятся один раз в неделю в форме игр, цель которых – научить детей рисовать. Продолжительность занятия 25 мин. Работа проводится по подгруппам во второй половине дня. Цель:Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды изобразительной деятельности. Задачи: 1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов. 2. Совершенствовать и активизировать знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности. 3. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства. 4. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 5. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. 6. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей. 7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. 8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями. 9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения. Материалы и инструменты, необходимые для работы: Бумага разного формата и цвета. Акварельные краски. Тушь разноцветная. Пастель, сангина, уголь. Гуашь. Восковые мелки. Трубочки для коктейля. Ванночки с поролоном. Баночки для воды. Кисти круглые и плоские разного размера. Салфетки. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов. Клей ПВА. Соль, сода. График работы: вторник 16.00-16.30 (по подгруппам) Срок реализации программы: Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 4,5-5,5 лет (старшая группа), второй – на детей 5,5-6,5 лет (подготовительная группа). План работы кружка «Радуга» на 2013-2014 учебный год. ОктябрьЗанятие 1. Почувствуйте себя волшебником (предметная монотипия)Познакомить детей с предстоящей работой кружка, с планом, с инструментами и оборудованием, техникой исполнения. Занятие 2. «Бабочка» (печать кулачком, пальчиком)Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук. Занятие 3. «Ковер из осенних листьев» (печать природными материалами)Упражнять детей в технике печатания природными материалами;Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук. Занятие 4. «Осень золотая» (печать поролоном, кисть, гуашь)Воспитывать эстетическое отношение к природе, развивать умение рисовать с помощью нетрадиционных материалов. НоябрьЗанятие 1. «Звездное небо» (набрызг).Учить работать зубной щеткой и стекой. Занятие 2. «Поздняя осень» (рисование по сырой бумаге)Закреплять знания о цвете, научить рисовать фон для будущих картин (по-сырому), учитывая знания холодных и теплых тонов. Занятие 3. «Дорисуй морское животное» (кляксография).Фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы. Занятие 4. «Цветные ниточки» (рисование нитками)Развивать умение передавать задуманное в рисунке. ДекабрьЗанятие 1. «Линия с характером» (выдувание из трубочки)Познакомить детей с новой техникой выдувания. Побуждать детей вносить в рисунок свои дополнения. Занятие 2.«Узор на морозном окне» (восковые мелки, акварель)Учить правилам работы с изобразительными материалами восковые мелки – познакомить с новыми способами их применения в рисовании. Занятие 3. Зимний пейзаж (пейзажная монотипия)Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (монотипия). Развивать воображение, художественно-творческие способности. Воспитывать аккуратность. Занятие 4. «Зимняя сказка» (рисование солью)Использование соли для дополнительного эффекта. Проявлять творчество в цветовом решении, использовании дополнительных деталей в рисунке на свой вкус. ЯнварьЗанятие 1. «Зима» (акварель по-сырому)Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Занятие 2. Котенок (рисование пальчиком)Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук. ФевральЗанятие 1. «Снег идет» (зубная паста, щетинная кисть)Развивать цветовосприятие, воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Занятие 2. Как в пятне увидеть зверя (кляксография)Фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы. Занятие 3.«Парад снеговиков» (оттиск смятой бумаги)Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук. Занятие 4.«Снежинки» (рисование пальчиками)Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук. МартЗанятие 1. «Лебедь» (печать ладошкой, рисование пальчиком)Воспитывать творческую активность, желание фантазировать. Занятие 2. Рисовальный конструктор «Букет» (штампы)Упражнять детей в технике печатания картофелем. Занятие 3. «Цветы для мамы» (рисование ладошкой)Развивать воображение, художественно-творческие способности Занятие 4. «Весенняя капель» (кляксография)Фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы АпрельЗанятие 1. «Гроздь винограда» (печать пальчиком, кисть, гуашь)Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воспитывать аккуратность. Занятие 2. «Медуза» (печать ладошкой, пальчиком)Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук. Занятие 3. «Подснежники» (рисование пальчиками)Развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность. Занятие 4. «Посуда» (рисование свечей)Закрепить умение рисовать свечой и акварелью.Развивать творческую активность детей. МайЗанятие 1. «Пушистый зайчик» (рисование стружкой, клей, трафарет)Развивать воображение, художественно-творческих способностей. Воспитывать аккуратность. Занятие 2. «Радужные рыбки» (печать ладошкой, пальчиком)Развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность Занятие 3. «Цветочная поляна» (рисование по сырой бумаге)Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, учить смешивать краски Занятие 4. «Весенние деревья» (рисование свечой)Итоговая выставка. Развивать творчество, воображение, фантазию в рисовании своих картин. Воспитывать у детей желание украсить раздевалку своими рисунками. Сотрудничество с родителями по оформлению выставки. Ожидаемый результат: 1. Ребенок, владеющий традиционными и нетрадиционными способами рисования; 2. Ребенок, отражающий в своих работах окружающую действительность; 3. Ребенок, проявляющий творчество при воплощении своего рисунка. Диагностическое обследование. Цель: выявление способностей рисования у детей старшего дошкольного возраста. Задачи диагностики: · уточнить содержание и структуру художественно-творческих способностей детей 5-6 лет; · рассмотреть содержание детского рисунка детей данной группы; · выявить изобразительную технику, умения и навыки; · изучить средства выразительности в детских работах. Анализ процесса изобразительной деятельности. 1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей): а) характер линии: слитная; линия прерывистая; дрожащая (жесткая, грубая); б) нажим: средний; сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах): мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура; беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима: ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура; ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах; ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура. 2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности): а) отношение к оценке взрослого: адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребёнком созданного им изображения: адекватна; неадекватна (завышенная, заниженная); отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится: к предложенному заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности. 3.Уровень самостоятельности: выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 4.Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме. По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Уровни развития детей высокий уровень. К данному уровню мы соотносим детей с прочными сформированными техническими навыками, скоординированными движениями руки и глаз. Это проявляется в точности движений, регуляции их силы, амплитуды, скорости, ритмичности и контроле над ними. Ребенок использует все средства выразительности: цвет, ритм, линяя, пятно, композиция, форма. Замысел устойчив. В содержании его рисунка прослеживаются предметы и явления, а также наличие связи между ними, т.е. сюжета. Полученное изображение соответствует реальному предмету по следующим параметрам: цвет, форма, величина, соотношение и наличие деталей, расположение в пространстве. Дети данного уровня проявляют самостоятельность в процессе рисования, могут дифференцировать и оценивать свой рисунок. Мотивируют свое отношение к рисунку в ситуации выбора. средний уровень. У ребят данного уровня достаточно хорошо сформированы технические навыки. В редких случаях прослеживается неточность движений руки, регуляции силы и амплитуды, скорости, ритмичности. Ребенок использует выборочно средства выразительности. Замысел его работ несколько неустойчив. В содержании его рисунка преобладают предметы, реже явления, прослеживаются элементарные связи между ними, присутствует сюжет. Полученное изображение практически всегда совпадает с реалиями. Детям, свойственна косвенная поддержка педагога. Свой рисунок им всегда нравится, т. к. в работе присутствует качество. низкий уровень. У ребят данного уровня плохо развиты технические навыки. Движения руки и глаза не скоординированы. Средства выразительности используют за счет помощи педагога, или, наоборот пренебрегая ней. Замысел детей в данном случае неустойчив по ряду причин: влияние посторонних раздражителей, неумение нарисовать объект, неудачное изображение. Содержание рисунка плохо выражено. Изображение зачастую не совпадает с реалиями. В целом, у детей данного уровня отсутствует самостоятельность, ему постоянно нужна помощь. К процессу творчества он равнодушен, выражает отрицательные эмоции Литература: 1. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 3. Волчкова, В.И. Конспекты занятий в старшей группе детского сада/ Степанова Н.В.- 47 с. 4. Давыдова, Т.Н. Рисуем ладошками . – 2007, 67 с. 5. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 11 ноября 2013 в 20:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.