Детский сад "Колобок" Тамбовский район

Основная общеобразовательная программа 2013-2014 учебный год.

I. Пояснительная записка.

Основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада комбинированного вида «Колобок»  является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса.

Основные положения программы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации « Об образовании», санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций»; постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении»; приказом Минобрнауки РФ от 23.10.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; письмом Минобрнауки РФ от 21.10.2010г. «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Общеобразовательная программа МАДОУ детского сада комбинированного вида «Колобок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Образовательная Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей.

В Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях.

Объём обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и  включает время отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации комплексной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Образовательный процесс в МАДОУ детском саду комбинированного вида «Колобок» осуществляется на основании:

- Устав МАДОУ детского сада комбинированного вида «Колобок»(№ 3775 от 25.12.2008 г., утвержденный постановлением главы администрации Тамбовского района Тамбовской области);

-  Лицензированная образовательная деятельность: Лицензия  серия РО № 031259 от 14.11.2011 бессрочно

- Договор с родителями (законными представителями);

- Освоение воспитанниками комплексной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;

- Годовой календарный учебный график;

- Организация развивающего образовательного пространства;

- Использование современных развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса;

- Коррекционно-развивающая помощь специалистов по исправлению дефектов речи и коррекции познавательной и личностной сферы;

- Предоставление родителям возможности выбора дополнительных  образовательных и оздоровительных услуг;

- Локальные акты, регламентирующие педагогическую деятельность дошкольного образовательного учреждения.

- Обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического образования;

- Предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской,  трудовой  в специально организованных формах обучения и свободной деятельности;

- Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды.

 

1. Возрастные индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в дошкольном учреждении.

Общие требования к комплектованию и приему воспитанников в детский сад определяются Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении. Порядок приема воспитанников  определяется Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, и закрепляется в Уставе образовательного учреждения.

В детском саду  функционируют 14 групп: группы раннего возраста (1,6 - 3 года)  – 2; младшие группы (3 - 4 года) – 4; средние группы  (4 - 5 лет) – 3; старшие группы (5 – 6 лет) – 2; подготовительные группы (6 -7 лет) – 3.

Все группы сформированы по одновозрастному принципу.

Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.

Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.

Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

С детьми, имеющими отклонение в развитии (нарушение речи) проводится коррекционная работа учителями-логопедами  на логопункте.

2. Приоритетные направления деятельности  дошкольного учреждения:

Целостность педагогического процесса в МАДОУ обеспечивается реализацией комплексной программы:  «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:

-  Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

- Создание оптимальных условий для полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей обеспечивающих равные стартовые возможности для обучения детей в образовательных учреждениях.

- Интегрированный подход участников воспитательно-образовательного процесса способствующий всестороннему развитию личности ребёнка.

- Коррекционно-развивающая работа специалистов по исправлению дефектов речи и коррекции познавательной и личностной сферы.

- Социально – личностное развитие дошкольника.

- Внедрение инновационных методик и технологий в образовательный процесс.

3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

На основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение, выявили:

Потребности воспитанников— возрастают требования к уровню подготовки детей к обучению в школе.

Ожидания родителей - изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (82%) считает укрепление здоровья ребёнка и его развитие; 92% родителей желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения был полностью готов к обучению в школе.

Ожидания общеобразовательных школ, расположенных вблизи дошкольного учреждения (МОУ Цнинская СОШ № 1, МОУ Цнинская СОШ № 2). Отдалённый результат качества подготовки детей к обучению в школе показывает стабильно высокий результат (до 85% детей в дальнейшем обучаются на «хорошо» и «отлично»). Психологи школ и учителя начальных классов указывают на недостаточную сформированность у дошкольников произвольности, умения работать в едином темпе.

Цель: Построение целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для создания единого образовательного пространства, как среды развития и саморазвития личности ребенка.

Задачи:

1. Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечению их психического благополучия.

2. Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

3. Обеспечение разностороннего полноценного  развития каждого ребенка на основе диагностики его психологических и индивидуальных особенностей.

4. Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.

5. Повышение качества дошкольного образования путем внедрения образовательных программ нового поколения, инновационных технологий;

6. Создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам  оздоровления, воспитания, развития, образования детей.

8. Повышение педагогической компетентности, формирование потребности педагогов в саморазвитии и рефлексии.

4. Особенности осуществления образовательного процесса.

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок» является тем типом образовательного учреждения, которое по своей структуре способно создать наиболее благоприятные условия для организации воспитательно-образовательного процесса. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельность, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. На основе реализуемой комплексной программы в ДОУ обеспечивается преемственность и непрерывность содержания образовательного процесса с учетом возраста детей.

Образовательная работа с дошкольниками направлена на:

обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;

развитие коммуникативно-познавательных способностей;

формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;

формирования приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе восприятия целостной картины мира; основ личной гигиены и здорового образа жизни.

развитие гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения;

валеологическое образование дошкольников;

развитие социальной компетенции.

Организация образовательного процесса в ДОУ  регламентируется годовым календарным графиком,  годовым учебно-воспитательным  планом работы, расписанием непосредственно образовательной деятельности, расписанием дополнительных образовательных услуг. Режим работы дошкольных групп, учебные нагрузки воспитанников не превышают нормы  предельно допустимых нагрузок, определенных на основе новых  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ.

Деятельность воспитанников организуется с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности. Наличие специалистов обеспечивает осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, возможность проводить коррекционную работу с детьми, имеющими проблемы в развитии (нарушение речи и познавательной сферы), способствует созданию комфортных условий благоприятного микроклимата.

К услугам воспитанников:

1. Музыкальный зал совмещеный с физкультурным залом.

2. Логопедический кабинет.

3. Кабинет психолога.

4. Уголок русского быта.

5. Лечебно-оздоровительная работа.

6. Медицинский блок (процедурный кабинет, изолятор, кабинет приема).

7. Организация питания воспитанников: все дети обеспечиваются четырехразовым питанием.

8. Организация досуга воспитанников: вечера досугов, фольклорные и традиционные праздники,  соревнования.

9. Занятия по интересам (кружковая работа).

10. Дополнительные образовательные услуги на платной основе.

5. Принципы и подходы к формированию образовательной Программы.

Реализация образовательной Программы предполагает соблюдение следующих принципов построения воспитательно-образовательного пространства в ДОУ:

1.  Принцип гуманизации – центрация образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентация на всестороннее и гармоничное становление личности ребенка.

2.  Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями. Сравнение ребенка допускается только с ним самим.

3.  Принцип полезности предусматривает получение не только положительного результата (с точки зрения динамики психофизического развития), но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения).

4.  Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.

5.  Принцип естественной двигательной активности – создание условий для удовлетворения основных потребностей ребенка в движении, в активности в процессе всех видов деятельности, независимо от сезонных изменений в природе, режима дня и вида занятия.

6.  Принцип психологической комфортности – снятие по возможности всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса.

7.  Принцип целостности образовательного процесса и развивающей среды - включение в дизайн – проект образовательного учреждения всех необходимых компонентов для всестороннего развития ребенка по всем линиям развития.

Основная общеобразовательная программа:

1. Учитывает потребности детского контингента ДОУ.

2. Нацелена на достижение предполагаемого результата совместной деятельности ДОУ и семьи.

3. Содержание воспитательно-образовательного процесса ориентировано на социальный заказ.

4. Учитывает культурно-образовательные особенности края

5. Учитывает уровень квалификации педагогов, особенности деятельности специалистов.

6. Является основой для разработки и совершенствования структуры управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

II. Организация режима пребывания детей в ДОУ.

Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении регламентируется:

1. Календарным образовательным графиком работы.

2. Расписанием непосредственно образовательной деятельности.

3 Расписание дополнительных воспитательно-образовательных услуг  на платной и бесплатной основе.

4. Режима дня согласно возрастной периодизации детей.

В детском саду разработан режим дня  для каждой возрастной  группы, в котором соблюдены возрастные особенности, баланс между разными видами деятельности детей, их чередование.

  РЕЖИМ ДНЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

Деятельность в течение  дня

Время

7.30-8.15 утренний приём детей на воздухе;

8.15 – 8.30 утренняя гимнастика на воздухе под музыку;

8.30 – 9.00 подготовка к завтраку, завтрак в группе;

9.00-10.00 самостоятельная деятельность детей, сюжетно-ролевые игры, игры с песком и водой, подвижные игры;

10.00-10.15 второй завтрак

10.15-12. 00 совместная деятельность воспитателя с детьми на прогулке:

- физкультурные занятия, спорт -прогулки, игры, досуги, развлечения, экскурсии по городу, в парк, к реке;

- закаливающие процедуры (воздушные, солнечные ванны, хождение босиком, купание под душем);

- стопотерапия (хождение босиком по «колючим» дорожкам, камушкам, «дорожке здоровья», солёным коврикам, обливание стоп);

12.00-13.00 подготовка к обеду, обед;

13.00-15.15 сон при открытых окнах;

15.15-15.20 гимнастика после сна;

15.30-15.45 полдник;

16.00-18.00 самостоятельная деятельность детей на свежем воздухе, подвижные игры;

18.00 уход детей домой.

Режим дня в холодный период.

 

Режимные моменты

I младшая группа   II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная

Прием детей на воздухе, игры, самостоятельная деятельность работа с родителями 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30

Утренняя гимнастика 8.05 – 8.10 8.05 – 8.10 8.10 – 8.18 8.10 – 8.20 8.10– 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.50 8.20 – 8.50 8.20 – 8.50 8.20 – 8.45 8.30 – 8.55

Подготовка к занятиям 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.45 – 9.00 8.55 – 9.00

НОД № 1 9.00 – 9.08/9.20 – 9.28 9.00- 9.15/9.15 – 9.30 9.10 – 9.30 9.00 – 9.25 9.00 – 9.30

НОД № 2 9.40 – 9.48/10.00 – 10.08 9.40 – 9.55/ 9.55 – 10.10 9.40 – 10.00 9.35 – 10.00 9.40 – 10.10

НОД № 3 - - - 10.10 – 10.35 10.20 – 10.50

Второй завтрак 10.10 – 10.25 10.10 - 10.25 10.10 - 10.25 10.35 – 10.50 10.50 – 11.00

Подготовка к прогулке 10.25 - 10.40 10.25 – 10.40 10.25 – 10.40 10.50 – 11.05 11.00 – 11.15

Прогулка, игры, наблюдения, труд 10.40 -  11.45 10.40  -  11.55 10.40  -  12.05 11.05 -  12.15 11.15 -  12.25

Возвращение с прогулки 11.45 – 12.05 11.55 – 12.15 12.05 – 12.25 12.15 – 12.30 12.25 – 12.40

Подготовка к обеду, обед 12.05  - 12.30 12.15  - 12.40 12.25  - 12.50 12.30 - 12.55 12.40 - 13.05

Подготовка ко сну, сон 12.30 – 15.30 12.40 – 15.10 12.50 – 15.00 12.55 – 15.00 13.05 – 15.10

Подъем, гимнастика после сна 15.30 – 15.50 15.10 – 15.40 15.00 – 15.20 15.00 – 15.20 15.10 – 15.20

Совместная деятельность (групповая, подгрупповая) - 15.40 – 15.55 15.20 – 16.00 15.20 – 16.05 15.20 – 16.10

Подготовка к полднику, полдник 15.50 – 16.20 15.55 – 16.25 16.00 – 16.30 16.05 – 16.35 16.10 – 16.30

Игры, самостоятельная деятельность 16.20 – 16.45 16.25 – 17.00 16.30 – 17.00 16.35 – 17.00 16.30 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры детей 16.45 -  18.00

17.00 -  18.00 17.00 -  18.00 17.00 -  18.00 17.00 -  18.00

Уход детей домой 18.00 18.00 18.00 18.00 18.00

Прогулка с родителями (рекомендация) 18.00-19.00 18.00-19.00 18.00-19.00 18.00-19.00 18.00-19.00

Модель организации учебно-воспитательного процесса в детском саду на день

Младший дошкольный возраст


№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня

· 1. Физическое развитие и оздоровление Приём детей на воздухе в тёплое время года

· Утренняя гимнастика

· Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

· Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

· Физкультминутки на занятиях

· Физкультурные занятия

· Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна

· Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

· Физкультурные досуги, игры и развлечения

· Самостоятельная двигательная деятельность

· Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

· 2. Познавательно-речевое развитие  НОД

· Дидактические игры

· Наблюдения

· Беседы

· Экскурсии по участку

· Исследовательская работа, опыты и экспериментирование Игры

· Досуги

· Индивидуальная работа

· 3. Социально-личностное развитие  Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

· Формирование навыков культуры еды

· Этика быта, трудовые поручения

· Формирование навыков культуры общения

· Театрализованные игры

· Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа

· Эстетика быта

· Трудовые поручения

· Игры с ряженьем

· Работа в книжном уголке

· Сюжетно-ролевые игры

· 4. Художественно-эстетическое развитие НОД по музыкальному воспитанию, изодеятельности

· Эстетика быта

· Экскурсии Кружок по изодеятельности

· Музыкально-художественные досуги

· Индивидуальная работа

 

Старший дошкольный возраст

 

№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня

· 1. Физическое развитие и оздоровление Приём детей на воздухе в тёплое время года

· Утренняя гимнастика

· Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

· Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

· Физкультминутки на занятиях

· Физкультурные занятия

· Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна

· Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

· Физкультурные досуги, игры и развлечения

· Самостоятельная двигательная деятельность

· Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

· 2. Познавательно-речевое развитие  НОД познавательного цикла

· Дидактические игры

· Наблюдения

· Беседы

· Экскурсии по участку

· Исследовательская работа, опыты и экспериментирование Кружок

· Развивающие игры

· Интеллектуальные досуги

· Занятия по интересам

· Индивидуальная работа

· 3. Социально-личностное развитие  Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

· Формирование навыков культуры еды

· Этика быта, трудовые поручения

· Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям

· Формирование навыков культуры общения

· Театрализованные игры

· Сюжетно-ролевые игры Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе

· Эстетика быта

· Тематические досуги в игровой форме

· Работа в книжном уголке

· Сюжетно-ролевые игры

· 4. Художественно-эстетическое развитие НОД по музыкальному воспитанию,  изодеятельности

· Эстетика быта

· Экскурсии Кружок

· Музыкально-художественные досуги

· Индивидуальная работа

№ Виды НОД Содержание НОД

1 Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

2 Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

3 Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, почты других объектов социальной инфраструктуры района

4 Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5 Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

6 Интегрированное занятие

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7 Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8 Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9 Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

10 Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11 Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12 Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13 Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14 Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15 Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

16 Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Образовательный процесс выстраивается на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Одной теме уделяем не менее одной недели. Оптимальный период — 2 недели.

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

 

Физическое развитие: физическая культура, безопасность, здоровье.

Социально-личностное развитие: социализация, труд.

Познавательно-речевое развитие: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

Художественно-эстетическое развитие: художественное творчество, музыка.

Физическое направление развития

· содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение;

· приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления;

· способствовать повышению уровня двигательных действий: освоению техники движений и их координации.

 

Образовательная область «Здоровье»

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· воспитание культурно-гигиенических навыков;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

1. Формировать у детей основы культуры здоровья (формировать культурно-гигиенические навыки, культуру питания, культуру деятельности и общения как основу психического здоровья).

2. Обеспечивать охрану здоровья детей.

3. Формирование основ безопасности (формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, передачу знаний и приобщение к правилам безопасного поведения в окружающем мире и качестве пешехода и пассажира, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям).

Формы и методы оздоровления детей.

 

Формы и методы Содержание Контингент детей

Обеспечение здорового ритма жизни щадящий режим (адаптационный период) Все группы

гибкий режим Все группы

организация микроклимата и стиля жизни группы Все группы

рациональное питание Все группы

занятия ОБЖ 3 - 7 лет

Физические упражнения утренняя гимнастика 3 – 7 лет

подвижные игры Все группы

спортивные игры 3 – 7 лет

Гигиенические и водные процедуры умывание Все группы

мытье рук Все группы

обеспечение чистоты среды Все группы

Свето-воздушные ванны  проветривание, в том числе сквозное Все группы

прогулки на свежем воздухе Все группы

обеспечение температурного режима Все группы

Активный отдых развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы Все группы

Аромо-  и цветотерапия вдыхание фитонцидов Все группы

цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Все группы

11 ноября 2013 в 13:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.